Суббота, 19 Января, 2019 год
Главная » Наука » В Мире » В РАН заявили, что российский аппарат “Спектр-Р” позволил сделать три крупных открытия

По словам члена-корреспондента РАН Юрия Ковалева, одним из них стало открытие экстремальной яркости квазаров

В РАН заявили, что российский аппарат "Спектр-Р" позволил сделать три крупных открытия© Сергей Бобылев/ТАСС

МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Руководитель научной программы проекта “Радиоастрон”, частью которого является российский космический радиотелескоп “Спектр-Р”, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС о трех главных достижениях, которых удалось добиться с помощью этого аппарата.

“Я бы выделил три достижения. Первое – это открытие экстремальной яркости квазаров (активных ядер галактик, в которых сверхмассивная черная дыра поглощает окружающее вещество – прим. ТАСС). Оказалось, что квазары, их ядра излучают намного более яркое излучение, чем то, что мы считали раньше, что привело к пересмотру механизма излучения ядер квазаров”, – сообщил он.

По словам Ковалева, этот результат больше никто не смог получить, кроме ученых, имевших доступ к российскому телескопу, поскольку наземные аппараты не имеют соответствующих возможностей.

Вторым достижением он назвал исследования механизма формирования джетов (струй плазмы, вырывающихся из центров различных астрономических объектов, в частности нейтронных звезд) в активных галактиках. Ковалев отметил также установление факта того, что в формировании джетов значительную роль может играть аккреционный диск (образуемый газом, перетекающим на компактные звезды), а не только сверхмассивная черная дыра.

“Третье достижение – открытие нового эффекта рассеяния радиоизлучения в нашей галактике, который раньше был абсолютно неизвестен в астрофизике. Он позволяет оценить физические параметры облаков в нашей галактике – облаков плазмы, пыли. Также его необходимо учитывать при восстановлении изображения центра нашей галактики”, – добавил собеседник агентства.

Проблемы с телескопом

О проблемах с аппаратом “Спектр-Р” проинформировало в пятницу вечером со ссылкой на Ковалева интернет-издание “Газета.ру”.

Ранее советник генерального директора госкорпорации “Роскосмос” по науке Александр Блошенко сообщил ТАСС, что радиотелескоп “Спектр-Р” превысил срок своей активной работы в 2,5 раза.

Академик РАН, директор Астрокосмического центра ФИАН (заказчик проекта “Радиоастрон”) Николай Кардашев со своей стороны рассказал ТАСС, что от космического аппарата поступает сигнал, но есть проблемы с управлением спутником. Позднее в Роскосмосе сообщили журналистам, что над устранением неполадок на спутнике работают специалисты главной оперативной группы управления космическими аппаратами.